В 125-ую годовщину со дня рождения ФЕДОРА ИВАНОВИЧА ШАЛЯПИНА (1873-1938) |
Творчество ФЕДОРА ИВАНОВИЧА ШАЛЯПИНА - одна из самых блистательных
страниц истории русского и мирового музыкального театра. По выражению А.М.Горького, "... в русском
искусстве Шаляпин - эпоха, как Пушкин".
Шаляпинские сценические образы были исполнены шекспировской мощи, современники сравнивали их с
титанами Микеланджело. Многогранность великого артиста, его талантливость в различных областях искусства
напоминали о людях Возрождения. Шаляпин занимался скульптурой, рисовал, писал стихи, прозу, но стал
певцом - артистом, мыслящим как художник, поэт, композитор.
"Я до мозга костей русский певец, русский актер", - говорил артист. Всегда оставаясь самобытным, русским
явлением, Шаляпин преломлял в своем искусстве лучшие явления мировой культуры. В творчестве Шаляпина
соединялось вечное и современное, и в этом соединении, вероятно, - залог бессмертия великого художника.
Шаляпину принадлежала историческая роль впервые воплотить на сцене образы Бориса Годунова,
Ивана Грозного, Досифея, Сальери, Варяжского гостя в операх Римского-Корсакова и Мусоргского. В этих партиях
певец стал первооткрывателем, родоначальником исполнительской традиции.
Создание традиции в исполнении почти каждой новой партии было характерно не только для русского репертуара
Шаляпина. Его Мефистофель в операх "Фауст" Гуно, "Мефистофель" Бойто и Дон Базилио в "Севильском цирюльнике" Россини стали эталонами в
мировом исполнительском искусстве.
Характерной особенностью певца было его умение "возвышать" оперы, музыка которых была несовершенна.
Незабываемыми для современников стали его Мефистофель и Дон-Кихот в операх Бойто и Массне. "Новаторство
Шаляпина в сфере драматической правды оперного искусства оказало сильное воздействие на итальянский театр...
Драматическое искусство великого русского артиста оставило глубокий и непреходящий след не только в области
исполнения русских опер итальянскими певцами, но и в целом, на всем стиле их вокально-сценической интерпретации
, в том числе произведений Верди...", - писал итальянский дирижер и композитор Д.Гавадзени.
Шаляпин велик в любом жанре музыкального искусства, к которому прикоснулся
его гений. Интересна оценка его творчества в рижской прессе, по впечатлениям от его выступлений в 1934 году:
"...Искусство Шаляпина всегда кажется
непосредственным. Слушая его, забываешь о том долгом пути совершенствования,
учения, мышления, который обязательно должен предшествовать такому исполнению.
Слушателю кажется, что Шаляпин отдается радости творчества непосредственно тут же на
эстраде. Потому что Шаляпин достиг тех вершин технического совершенства, когда оно
кажется само собой понятным и простым. Гениальная
простота это то, к чему должно
стремиться каждое искусство. Вообще диапазон шаляпинского творчества так широк, что трудно сказать,
в чем он выше: в произведениях трагических, лирических или юмористических."