Солист Государственной
академической хоровой капеллы имени А.А.Юрлова и Ансамбля русской музыки "У камина".
Александр Пашкевич - любимый
ученик и верный друг великого русского певца Ивана Михайловича Скобцова. Он
многому научился у мастера и является достойным продолжателем традиций
исполнения русской народной песни, бережно воспринятых у своего Учителя.
К 100-летию со дня рождения
И.М.Скобцова Александр Пашкевич подготовил и обеспечил выпуск книги "Великая
русская песня", где с большой любовью показал жизненный путь, творческий и
человеческий облик великого певца русской народной песни, высокую оценку его
творчества выдающимися деятелями культуры.
Александр Пашкевич родился в Москве и с тех пор, как себя помнит, любил петь. Его дед Федор
Миронович Францев, 1887 года рождения, и мать Тамара Алексеевна всячески поощряли пение русских
народных песен, а с 8 лет определили Сашу в музыкальную школу по классу баяна.
С 1961 по 1964 годы Александр Пашкевич проходил службу в армии на Дальнем Востоке в войсках ПВО.
И в школе, и в армии будущий певец активно участвовал в художественной самодеятельности, а в 1966
году поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных, в класс сольного пения Николая Дмитриевича
Панчехина, солиста Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Н.И.Немировича-Данченко. О нем
как-то писали: "Панчехин - второй Борис после Шаляпина". Панчехин и познакомил Пашкевича с Иваном
Михайловичем Скобцовым.
Узнав, что Скобцов преподает пение в Певческой школе, Пашкевич пришел к
нему на прослушивание и спел русскую народную песню из его репертуара "Как пойду я на быструю речку".
"Э, батенька, под Скобцова работаешь. Ну прямо двойник. А вообще тембр богатый. Будем дружить", -
сказал мэтр и дал свой телефон. И эта дружба продолжалась "до последних
минут его жизни", как пишет Пашкевич в книге, посвященной Ивану Михайловичу Скобцову.
С 1969 года Александр Пашкевич одновременно подрабатывал в Драматическом
театре имени Пушкина рабочим сцены, осветителем, бутафором, участвовал в массовых сценах.
Уже в годы
учебы познакомился и общался с Борисом Штоколовым, Валерием Носиком, Борисом Романовичем Гмырей.
Это много дало начинающему певцу. Знаменательный и много давший факт биографии Александра
Пашкевича - общение с Г.В.Свиридовым в связи с решением вопроса о судьбе памятника Ф.И.Шаляпина,
который установлен на могиле певца на Новодевичьем кладбище в Москве.
В 1970 году Пашкевич закончил Музыкальное училище имени Гнесиных и в 1971 году
поступил в "лабораторию русской песни" - хор Александра Васильевича Свешникова. Работая в хоре
Свешникова, объездил всю страну от Прибалтики до Камчатки, в 1974 году -первая поездка за границу,
в Японию, из которой Пашкевич привез и первый сувенир для Скобцова, изданную там его пластинку.
Вдохновленный исполнением под аккомпанемент двух гитар русских народных песен
Борисом Штоколовым, Александр Пашкевич начал выступать с теми же гитаристами, братьями Панковыми,
и также имел большой успех. Впоследствии судьба свела его с другим дуэтом гитаристов, Борисом Кимом
и Валерием Будяком. Пашкевич пел под дуэт гитар на радио,
сделал ряд записей малоизвестных песен и романсов, участвовал в телевизионных постановках... Затем
началось сотрудничество с Ансамблем русской музыки "У камина", который организовал Георгий Васильевич
Хлыстов, музыкант
Национального академического оркестра народных инструментов России имени Осипова...
Проработав в Государственном академическом хоре Советского Союза около 20 лет,
в марте 1989 года Александр Пашкевич был принят солистом в Государственную хоровую капеллу имени
А.А.Юрлова под руководством Станислава Гусева. В репертуаре Капеллы много русских народных песен,
которые с успехом звучали не только в России, но и во Франции, Голландии, Англии, Швейцарии и других
странах.
Александр Пашкевич с
энтузиазмом принял предложение Народного клуба любителей русских басов принять
участие в концерте, посвященном русской народной песне и исполнить песни из
репертуара И.М.Скобцова. Его исполнение этих песен отличало глубокое
проникновение в сюжет песни, бережное внимание к слову, музыкальность и чувство
меры. К тому же, природа наделила голос певца весьма благозвучной тембровой
палитрой, которая так подходит для задушевного исполнения русских народных
песен.
Репертуар, исполненный на
собраниях Клуба:
22.04.01.
К 100-летию И.М.Скобцова.
28.10.12
. К 200-летию А.И.Дюбюка А.И.Дюбюк-Н.А.Некрасов.
Что так жадно глядиь на дорогу?
А.И.Дюбюк-А.Измайлов.
Друзья, я недоверчив стал
|